Уважаемые родители!
Поступление вашего малыша в детский-сад – важный и волнительный этап в жизни всей семьи. Это первый серьезный шаг ребенка в большой мир, отдельно от мамы и папы. Адаптация – это процесс привыкания ребенка к новым условиям: к помещению, режиму дня, воспитателям, другим детям, правилам поведения. Этот период требует терпения, понимания и активного участия с вашей стороны.
ПОЧЕМУ АДАПТАЦИЯ БЫВАЕТ СЛОЖНОЙ?
Разлука с близкими: впервые малыш остается на длительное время без самых важных и любимых людей – мамы, папы, бабушки. Это главный источник тревоги.
Новая, непривычная среда: ребенок попадает в совершенно незнакомое помещение. Его окружают чужие запахи, звуки, другая мебель и игрушки. Все это может быть некомфортно или пугающе.
Множество новых людей: вокруг оказывается большое количество других детей и взрослых (воспитателей, нянечек), которых ребенок раньше не знал. Нужно время, чтобы привыкнуть к такому насыщенному социальному окружению.
Изменение привычного ритма: новый, строгий режим дня (время еды, сна, прогулок, занятий) сильно отличается от свободного домашнего графика. Организму нужно перестроиться.
Необходимость следовать правилам: в саду существуют свои нормы поведения, распорядок и требования (сидеть за столом, убирать игрушки, слушаться воспитателя), которые часто отличаются от тех, что приняты дома.
Сложности взаимодействия со сверстниками: ребенку нужно учиться общаться с другими детьми: делиться игрушками, ждать своей очереди, разрешать мелкие конфликты мирно, что требует новых социальных навыков.
ДО НАЧАЛА ПОСЕЩЕНИЯ САДА:
Настраивайте себя позитивно! Ваша тревога передается ребенку. Верьте, что все будет хорошо!
Формируйте положительный образ сада: Говорите о садике как о месте, где интересно, много игрушек, друзей, добрые воспитатели. Гуляйте рядом с садом, наблюдайте за играющими детьми.
Приближайте домашний режим к садовскому:
7.00 - подъем 15.30- полдник
8.30 - завтрак 16.00- прогулка
12.00 -обед 19.00- ужин
12.30–15.00- дневной сон 20.00-подготовка ко сну
15.00-подъем 21.00- ночной сон
Учите навыкам самообслуживания: приучайте к горшку/унитазу, мытью рук, самостоятельной еде ложкой, умению частично одеваться/раздеваться (снимать шапку, носки, обувь, надевать кофту), пользоваться носовым платком.
Поощряйте игры с другими детьми на площадке, учите простым фразам для обращения к взрослым ("помогите", "дайте, пожалуйста", "можно?").
Чаще оставляйте ребенка с другими близкими взрослыми (бабушкой, дедушкой, тетей), чтобы он привыкал, что мама уходит, но обязательно возвращается.
Читайте книги про детский сад, проигрывайте ситуации ("мама уходит на работу", "кушаем в садике", "ложимся спать", "играем с детками").
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ:
Постепенность – главный принцип! Начинайте с короткого пребывания (1-2 часа), постепенно увеличивая время. Строго следуйте рекомендациям воспитателей и психолога.
Ритуал прощания: придумайте короткий, понятный и всегда одинаковый ритуал (например: обняли, поцеловали, сказали "Пока! Мама придет после сна/прогулки", ушли). Не затягивайте прощание! Не исчезайте тайком! Ребенок должен видеть, что вы уходите, и знать, когда вы вернетесь (используйте понятные ему ориентиры: "после завтрака", "после прогулки", "после сна").
Будьте пунктуальны: забирайте ребенка вовремя, особенно в первые дни. Если пообещали прийти после сна – приходите именно тогда.
Создайте спокойную атмосферу дома: в период адаптации снизьте требования, избегайте шумных мероприятий, новых стрессов. Больше ласки, терпения, совместных спокойных игр. Придерживайтесь режима и в выходные.
Интересуйтесь жизнью в саду: вечером расспрашивайте не "Что ты кушал?" (это может вызывать негатив, если ел плохо), а "Во что интересное ты играл?", "С кем подружился?", "Как зовут твою воспитательницу?", "Какая игрушка тебе понравилась?". Рассказывайте позитивные истории из своего "садовского" детства.
Будьте в контакте с воспитателями: делитесь информацией об особенностях ребенка (что любит, что не ест, как засыпает, как реагирует на шум и т.д.). Интересуйтесь, как прошел его день. Доверяйте педагогам! Они – ваши союзники.
Забирайте ребенка в хорошем настроении: если видите, что ему совсем плохо, договоритесь с воспитателем о возможности забрать его чуть раньше.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?
Пугать садиком: "Вот пойдешь в сад – там тебя научат!", "Будешь плакать – оставлю в саду!".
Ругать или стыдить за слезы: "Ты уже большой, а плачешь как маленький!", "Не позорь меня!".
Обещать невозможное: "Я буду сидеть в раздевалке" или "Куплю тебе щенка, если не будешь плакать".
Резко менять условия жизни (переезд, отучение от соски/памперсов, появление няни) одновременно с началом посещения сада.
Игнорировать рекомендации воспитателей и психолога.
КОГДА СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?
Адаптация затягивается (более 1-2 месяцев), состояние ребенка не улучшается или ухудшается.
Наблюдаются стойкие сильные страхи, агрессия, подавленность, отказ от еды/сна и дома.
Появились невротические реакции: заикание, тики, энурез, частые ночные кошмары.
Вы чувствуете свою сильную тревогу, беспомощность, не знаете, как помочь ребенку.
Педагог-психолог в нашем учреждении дошкольного образования – ваш помощник!
Помните! Адаптация – это нормальный процесс. У каждого ребенка он проходит по-своему и занимает разное время. Ваша любовь, терпение, последовательность и сотрудничество с нами, педагогами, – залог того, что этот период пройдет максимально гладко, и детский сад станет для вашего малыша вторым любимым домом, местом радости, игр и дружбы!
Список используемой литературы:
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2.Образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. постановлением Минобразования РБ
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения: пособие для педагогов / В. Н. Шебеко – Минск: НИО.
- Ваш ребенок идет в детский сад: советы родителям / Авт.-сост. Н.С. Старжинская и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2023г.
С уважением,
педагог-психолог
Рудницкая Н.И.